- Distant-Design

Перейти к содержимому

Главное меню

Античность
Античное искусство - (от лат antiquus — древний и см. искусство) - исторический тип искусства. Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.
Мера, размеренность - одна из основных идей античного искусства. Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее - покрывались коврами. Расписной кессонный потолок дополнялся рельефными изображениями. Характерной особенностью римской архитектуры является ее пространственность, контрастное чередование опор и проемов, массива стены и аркады.  Римский стиль орнаментации заимствовал немало мотивов с Дальнего и Ближнего Востока: шелковые ткани, узелковые ковры, мозаики с типичной восточной орнаментацией из кружев и розеток, изображений слонов, фазанов и т.п. 

Готика
Готический стиль - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Готика - венец средневековья, в отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерна экспрессия, арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты), яркие краски, позолота и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа. «Зрительный вес» камня не соответствовал физическому. Тяжелый и твердый, он превращался в легчайшее кружево резьбы.

Ренессанс
Ренессанс. Эпоха Возрождения (1400-1600) характерна возрождением классического декора помещений. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Мебель начали декорировать трехмерной богатой резьбой. Стены стали расчленять на отдельные панели, украшая их фресками. В отделке полов использовали древнеримскую традицию мраморной мозаики и изразцы.

Барокко
В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Правилом - бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Создается впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения.

Рококо
Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, иногда ассиметричной формы,  скругленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» — приятным мелочам, изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его. Преобладающим типом здания теперь становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Женственность и изящество становятся главными критериями красоты. Даже парадные помещения напоминают будуар — все в них интимно и камерно: светлые, нежные цвета отделки, обилие зеркал, кружевная вуаль орнамента, изящные изгибы стен, архитектурных деталей, мебели, каминов. Здесь нет ни одной цельной плоскости: все дробится лепниной и живописными вставками. Все части интерьера оказываются вовлеченными в эту прихотливую и беспечную игру цвета, линий и форм.

Классицизм
В
зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. В интерьерах господствуют светлые пастельные тона: серый, голубой, бледно-зеленый, с легким добавлением позолоты. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Стены и потолки представляют собой ровные поверхности, как правило, члененные цоколем, пилястрами, карнизами. Как и в эпоху Античности, большие залы украшались нишами, в которые устанавливали подлинники либо копии греческих или римских статуй. Повсюду: в ручках кресел, карнизах или обрамлении дверей — преобладает четкая система деления на основание, ствол, капитель и антаблемент. Декор сводится к самому необходимому, повторяя очертания поверхностей предмета.  Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева.

Ампир
Основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, изображение мечей, щитов и инструментов военного оркестра. В интерьерах царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей, преобладают темные цвета с акцентировкой белых колонн, статуй и драпировок, укладываемых наподобие шатра. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт. Мебель укрупняется и несколько утяжеляется, в ее декоре доминируют изображения животных. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.
Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм.

Эклектика
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Для этих построек характерны строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, эклектическое использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории, богатый декор с использованием лепки, барельефов, фигурной скульптуры, картушей, и проч., а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото). В отличие от чистого неоренессанса и необарокко, боз-ар свободно варьирует элементы обоих направлений.

Модерн
Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров.

Ар Деко
В целом стиль «Ар Деко» можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». В искусстве Ар Деко продолжаются излюбленные темы и мотивы Модерна - точнее стиля Ар Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность, но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Ар Деко называют «последним из художественных стилей», соединявшим несоединимое. Может быть как раз этим он и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие многих видов искусства.

Конструктивизм
В области архитектуры конструктивистские тенденции были усилены внедрением новой промышленной технологии и материалов – железа, бетона, стекла.
Так в архитектуре начала XX в. родилось течение под названием «конструктивизм». Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма, положенным в основу европейской культуры. Человек больше не был «мерой всех вещей». По мере реального строительства советского государства становилось ясно, что конструктивизм, как и дореволюционный футуризм с его анархистскими идеями, «не ко двору». Конструктивизм 1920-х гг. постепенно вытеснялся более социально ориентированным функционализмом 1930-х гг.

Функционализм
Главным достижением функционализма в области эстетики стало преодоление канонизированных композиционных стереотипов, ограничения свободы компоновки пространств и объёмов зданий законами симметрии, активное внедрение асимметрии, характерное выявление функции во внешней структуре здания, ориентация на тектоническую трактовку несущих конструкций.
Свободная компоновка объёмов зданий согласно их функции сопровождалась стремлением к простоте и геометричности каждого из объёмов при тяготении к идеальным формам куба, цилиндра, шара. Ориентируясь на широкое применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления, ранний функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций- естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон.

Модернизм
Модернизм (фр. Moderne - новейший, современный) - общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению. Можно выделить следующие характеристики Модернизма: активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению; непримиримость: настоятельная потребность действовать против чего-либо или против кого-либо; нигилизм: без колебаний преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности; культ молодости и новизны, устремленность в будущее; эпатажность и революционность. Модернизм заключается в том, что он выступил особой формой самопознания культуры, предопределил современные формы бытия искусства, раскрепостил художественное сознание, обнаружив возможности новой семантики, переставил акценты во взаимоотношениях искусства с обществом, предвосхитил глубокий интерес к бессознательным структурам языка.

Экспрессионизм
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Энштейна". Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств. Часто среди приемов используют уменьшение ширины здания или только его опор к основанию - приём, неизбежно обеспечивающий экспрессионистический эффект.

Постмодернизм
В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание модернизма в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно - преобразующую роль архитектуры. Соответственно основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались, как антитеза модернизму. В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды ("контекста").

Деконструктивизм
Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения данного направления является советский конструктивизм 1920-х гг. Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы "написаны" заново. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, отказ от рациональной конструкции, неожиданные изломанные формы, криволинейные поверхности,  наклонные стены, обратная перспектива, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Хай тек
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.  Открыто демонстрируемые трубы, арматура воздуховодов, активное использование металла, стекла, бетона – все это характерные черты стиля хай-тек. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение.      Практически полностью отсутствует декор. Зато широко используется игра света на стекле, блеск хромированных и металлических поверхностей, рисунок натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы.  Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек обычно тщательно продуманы, она похожа на офисную: пластик, кожзаменитель, полированный металл. В этом интерьере будет уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Удачно подобранные стулья, кресла или диван их хромированного металла и кожзаменителя, как правило, смотрятся очень стильно, практичны и удобны. Они могут быть из любого материала. Вся поверхность мебели должна быть ровной и гладкой, а металлические элементы и фурнитура – серебристыми, блестящими. Столы со строго прямоугольными или круглыми стеклянными столешницами, стулья с металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках, незамысловатые стеллажи со стеклянными полками. Функциональные зоны разделяются при помощи перегородок и дверей из небьющегося стекла . Шкафы-купе с прозрачными дверями в алюминиевой раме позволяют экономить пространство.
     Для интерьера в стиле хай-тек идеальной является мягкая мебель, отличающаяся простотой геометрических форм. Используется только однотонная обивка. Эффект «яркого пятна» можно создать при помощи дивана, кресла или стола, например, радикально красного или син
его цвета.

Минимализм
Минимализм - (от лат. minimus -наименьший) термин модернистского и постмодернистского искусства. Поводом к появлению термина послужило искусство геометрического абстрактивизма. Символом минимализма является «Черный квадрат» К. Малевича (1915), как его назвал сам художник - «нагая икона нашего времени». Главное кредо - ничего лишнего. Основные составляющие стиля: наличие больших, светлых, грамотно организованных, свободных пространств, почти полное отсутствие декоративных элементов и лишней мебели – только самое необходимое. Приветствуются лаконичные, геометрические формы, большие плоскости, окрашенные одним цветом. Самый популярный цвет – белый и его оттенки, такая монохромность акцентируется небольшими вставками черного цвета. Дополняют эту палитру оттенки натурального дерева, кирпича, стекла. Часто используются материалы с грубой обработкой – бетон, штукатурка. В качестве мебели подойдут стеллажи, стеклянные полки, встроенные шкафы, стулья и кресла прямоугольной формы, невысокие диваны с жесткими подлокотниками. Функциональность и лаконичность во всем. Для декорирования могут быть использованы художественные объекты, расположенные таким образом, чтобы их восприятию ничего не мешало.

Кантри
Стилем кантри или деревенским (сельским, фермерским) стилем принято называть имитацию народного стиля стран Западной Европы или США. В Западной Европе его называют также рустикальным стилем. Всегда популярный у определенной части населения, за несколько последних десятилетий стиль кантри получил новое развитие. По мотивам кантри фирмы стали создавать и фабричную мебель, интерьерный текстиль и различные аксессуары.
Существуют несколько разновидностей кантри стиля. Английское или скандинавское кантри, стиль французской деревни, американский фермерский стиль несут на себе отпечаток той культуры, в условиях которой они сформировались. В коттеджах и деревенских домах Европы и Америки такой стиль воплощен ближе к старинным образцам, для него характерна массивная деревянная мебель из дерева темных оттенков, повсюду преобладают льняные покрывала и скатерти, коврики и дорожки из грубой шерсти, крупная грубоватая керамика. При создании интерьера стиля кантри нужно постараться соблюдать меру. Хотя этот стиль и предполагает обилие разных вещей, занавесей, покрывал и салфеток, все должно быть решено в одной цветовой гамме.

Этнический стиль
Этнический стиль неоднороден, так как представляет собой разные стили экзотических стран (Индии, Филиппин, Непала, Латинской Америки, африканских стран). Интерьер, решенный в этническом стиле, бывает обычно ярким и красочным (сочетания темно-синего, бирюзового, терракотового, зеленого, желтого и красного цветов индивидуальны в зависимости от того, предметы какой культуры составляют основу интерьера). Такой интерьер может быть украшен старинными антикварными вещами (старинные бронзовые кувшины или лампы, натуральные восточные ковры) и экзотическим ширпотребом (африканские маски, керамические вазы, портьеры из крашеных вручную тканей, плетеные циновки на полу). Мебель и аксессуары из экзотических стран по преимуществу изготавливаются вручную.
Различные экзотические страны могут быть представлены в интерьере по-разному.

Английский стиль
Из разных компонентов английские архитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялся вплоть до современности. Стены комнат англичане по традиции любят украшать вышитыми картинами в рамках (это и пейзажи, и картины на тему скачек и лошадей, изображения животных), глиняными или металлическими тарелками с изображениями исторических памятников либо все тех же лошадей и животных (они встречаются чаще, чем изображения людей).
В традиционном английском жилище нередко можно встретить и предметы мебели в колониальном стиле. Это наследие былых времен, когда Британия имела множество колоний, и в каждой семье какой-нибудь близкий или дальний родственник служил в Индии или другой экзотической стране и обязательно возвращался с множеством экзотических аксессуаров. Например, лаковый сундук или восточный ковер могут находиться рядом с викторианскими креслами или стенным шкафчиком в бидермайеровском стиле. Классический английский камин — а без него, в силу достаточно холодного и дождливого климата, ни обходится не одно жилище — обязательно выложен изразцом или плиткой, часть стены и небольшая часть пола перед ним также покрыта плиткой. В столовой или на кухне, при традиционном оформлении интерьера, обязательно будет возвышаться старомодный буфет или круглый викторианский стол на одной ножке. Дополнять эту обстановку в гостиной могут также викторианские кресла и стулья с высокой спинкой и диваны (в бледный цветочек или в полоску). Здесь часто можно встретить и виндзорские стулья с низкой спинкой и неестественно выгнутыми ножками.

Французский стиль
До сих пор внутреннее убранство французских домов — современное традиционное, отличается множеством изящных мелочей, придающих всей обстановке истинно французский шарм. Во французских домах можно встретить и лампы со старомодными абажурами на ножках разной формы. Самая распространенная форма — это усеченный конус или «грибочек». Традиционно популярны белые абажуры, но иногда они бывают других насыщенных цветов и обычно гармонируют по цвету с окружающей обстановкой.
Во французском интерьере удивляет обилие комодов, секретеров со множеством ящичков.
Дополнением к туалетным столикам и старомодным комодам служат всевозможные пуфики и кушетки. Французский диванчик для гостиных — канапе — также может присутствовать в интерьере.
Французский интерьер отличается утонченностью и даже своеобразной строгостью цветового оформления. Цветовые решения французского интерьера гармоничны, ему не свойственна излишняя пестрота и яркость. Ткани, используемые в интерьере, в основном хлопчатобумажные. Популярна также мелкая неяркая клетка (ткань виши) или элегантные сдержанные узоры. В стиле мелкой клетки «виши» могут быть оформлены не только ткани, но и чашки, тарелки, различная посуда или различные интерьерные детали. Полы в домах на французской Ривьере чаще всего выложены терракотовой плиткой.

Японский стиль
В японском интерьере изначально преобладает утонченный этнический минимализм, основанный на философии дзэн, которая утверждает, что все лишнее — безобразно. Японская эстетика исполнена лаконизма и изящества. «Красота в малом» — эта японская мудрость как нельзя лучше отражает главный принцип оформления японского интерьера. В своем очень сдержанно обставленном интерьере японцы всегда ценили некоторую «недосказанность», незавершенность формы и близость к природе, подчеркивавшую естественную красоту материала. Во всем чувствуется строгость, легкость и изящество. Интерьер традиционного японского дома имеет даже философское обоснование: естественность и близость к природе, отказ от излишеств и простота предписываются японцам религиозной традицией.
Тростниковые циновки, покрывающие пол, были выполнены в светлых тонах — белом, сливочном или желтом. Иногда в тростниковую основу вплетали цветные нити, и такие циновки становились праздничными. На эти циновки японцы укладывали подушки для сидения. При сидении на подушке можно было опираться на специальные скамеечки-подлокотники.
Для освещения традиционного японского дома использовались свечи в керамических и каменных подсвечниках и лампы под абажурами из рисовой бумаги. Такие абажуры нередко украшались узорами или иероглифами.
Простота и строгость японского жилища подчеркивается минимальным количеством мебели, строгой и изысканной цветовой гаммой. Хотя стены жилища обычно светлые, а небольшое количество мебели выполнено из темной древесины, цветовая гамма интерьера этим не ограничивается.

Скандинавский стиль
Скандинавский стиль сформировался в условиях сурового северного климата. Суровая природа не терпит вычурности и излишеств, но служит достойным фоном для строгих и простых форм. Именно в странах Скандинавии особенно стремятся ко всему натуральному, в том числе и в интерьере. Натуральная древесина, лен и шерсть до сих пор занимают приоритетные позиции среди используемых материалов.
Мебель в Скандинавии в основном деревянная, своими холодными оттенками (сосна или береза, покрытые лаком) прекрасно сочетается со светлыми стенами и обивкой мебели. Приметами скандинавского дома будут белый и голубой цвета, белая мебель, стены, полы, окна, двери и льняные накрахмаленные скатерти. Посуду здесь предпочитают светлую — это фарфор и фаянс, декоративная керамика, столовые приборы со светлыми костяными ручками.
Узоры на скатерти простые: синяя и красная клетка, национальный орнамент. На полу располагаются тканые или вязаные коврики в разнообразную полоску или клетку (наиболее частые сочетания — крупная или мелкая сине-белая клетка, красно-белые полоски, красный горошек на белом фоне). Полоски применяют сложные: разной ширины или одинаковые средней ширины. Полоски здесь вы можете обнаружить и на обивке мебели, и на абажуре торшера, и на шторах.
Плетеная мебель и детали интерьера здесь также весьма популярны.
В разделе использованы материалы: Энциклопедия «Кругосвет», Власов В.Г. «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства», Маклакова Т.Г.
"Архитектура двадцатого века", Википедия и др.

Назад к содержимому | Назад к главному меню